Научная статья под названием «Формирование партнерства в широком формате. Эволюция отношений РА-ОАЭ» руководителя исследовательской группы РА-Израиль, РА-арабские государства Института арменводеческих исследований (ИАИ) ЕГУ Мушега Гагрияна была опубликована в международном журнале с высоким импакт-фактором «Contemporary Review of the Middle East» («Актуальное исследование Среднего Востока»).
Научнй сотрудник ИАИ, кандидат исторических наук Мушег Гагриян, выбрав начальной точкой своего исследования дату независимости Армении, – 1991 год – изучил события, произошедшие до 2024 года. В своей статье он представил, какие сферы охватывали отношения между Республикой Армения и Объединенными Арабскими Эмиратами (ОАЭ), какие были задачи, и какие возможность есть.
«В годы Арцахской войны ряд стран отказывались развивать официальные дипломатические отношения с Арменией. По этой причине формирование дипломатических отношений между Арменией и ОАЭ, а также рядом других арабских стран произошло после 1994-1995 годов. Дипломатические отношения между Арменией и ОАЭ были установлены в 1998-м году, когда параллельно активизировались отношения между бизнесом и торговлей», – сказал Мушег Гагриян и отметил, что в отношениях РА-ОАЭ экономическая и политическая сферы развивались параллельно друг другу.

«Когда экономическое сотрудничество начало углубляться, возникла необходимость также расширить и актуализировать договорно-правовую базу, развивать политические отношения. А когда углублялась политическая близость, это способствовало развитию экономических отношений, и расширялись сферы сотрудничества», – подчеркнул он.
Согласно молодому учёному, отношения между арабскими странами Персидского залива и южнокавказскими государствами развивались последовательно, но довольно медленно.
«Одной из причин являлось то, что, например, развитие взаимных политико-экономических отношений для Армении и стран Персидского залива не являлось первоочередной задачей, поскольку существовали более экстренные направления. Другой вопрос порождала и экономическая структура. Арабские страны Персидского залива в основном являются нефтедобывающими странами, в странах Южного Кавказа также преобладала минерально-сырьевая промышленность, их рынки экспорта отличались. Следовательно, у них не было широкого выбора товаров друг для друга», – прокомментировал Мушег Гагриян.
Обращаясь к процессам последних пяти лет, молодой учёный подчеркнул, что ОАЭ постепенно стали одним из главных торговых партнеров РА, заняв место в ведущей пятерке. В этом партнерстве главное место занимает торговля – экспорт и реэкспорт – металлами, драгоценными камнями, оборудованием.
«В последние годы ОАЭ пытаются диверсифицировать экономику и ослабить свою зависимость от доходов нефти. Этим обусловлены их шаги, направленные на развитие возобновляемой энергии, что также является важным компонентом формирования внешнего имиджа страны: ОАЭ инвестируют в сферу возобновляемой энергии и в Армении, и в Азербайджане, и в Грузии. В мире ОАЭ позиционируют себя как передовую страну, борющуюся с изменениями климата, а также развивающую возобновляемую энергию», – выделил Мушег Гагриян.

В этом контексте он отметил, что в 2024-м году ОАЭ подписали соглашение о стратегическом партнерстве с Азербайджаном.
«Обе страны сотрудничают в этой сфере и позиционируют себя как страны, борющиеся против изменений климата, содействующие развитию возобновляемой энергии. В 2024-м году также в силу вошло «Соглашение о всеобъемлющем экономическом партнерстве», подписанном между ОАЭ и Грузией», – сказал Мушег Гагриян и добавил, что между Арменией и ОАЭ также может развиваться стратегическое партнерство с помощью реализации совместных программ в сферах возобновляемой энергетики, а также высоких технологий и других, которые входят в круг интересов ОАЭ.
«ОАЭ являются важным узлом морских и воздушных коммуникаций, который связывает восток Азии, Северную и Южную Америку со странами других регионов. С точки зрения потока пассажиров авиакомпании ОАЭ в регионе конкурируют с Дохой и Стамбулом. Авиакомпании ОАЭ активно вовлечены также в реализацию воздушной коммуникации со странами Южного Кавказа», – отметил Мушег Гагриян.
В своей статье научный сотрудник сделал заключение, что, хотя РА и ОАЭ последовательно расширили свои партнерские отношения в ряде сфер, до сих пор не удалось укрепить сотрудничество между двумя странами в достаточных размерах. Тем не менее, существует достаточно большой потенциал для расширения и углубления двусторонних отношений, которую возможно реализовать.